ИСТОРИЯ ЗАЗ

foto-avto-zaz

Датой создания Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ) принято считать1863 год, когда меннонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам.

(Колония меннонитов была заселена по приказу Екатерины II. Для поселения были предоставлены земли острова Хортица, чем был нанесен непоправимый урон флоре острова. Осталась нетронутой только южная часть острова.)

Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги. В 1908 году было основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники—тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар».

"комунар"

С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».

КАКИЕ ВЫПУСКАЛИ МОДЕЛИ

В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля-ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец», который был разработан на МЗМА, но из-за отсутствия мощностей производства был передан в ЗАЗ.

"Горбатый"

В 1966 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ. В 1979 году был запущен в массовое производствоЗАЗ-968М.

"Ушастый"

В 1979 году я в качестве инженера-наладчика обслуживал вычислительную технику в ЗАЗ от предприятия ЭВМСервис, позже объединение АтомПриборСервис).

Вычислительная машина ЭВМ СМ 1800 управляла главным конвейером. Еще в этом заводе, а точнее в его мед.центре обслуживал ЭВМ СМ 4, которая стояла на мед.регистрации персонала. И хотя я не считался работником АвтоЗАЗ, знаю хорошо, что происходило в заводе

Первым моим автомобилем был ВАЗ 2102. Когда его продал, не сумел в те времена быстро купить следующий автомобиль. (новый авто купить практически было невозможно, а подходящего по цене ВАЗа не смог купить)

Поэтому пришлось купить ЗАЗ 968, с двигателем 30 л.с. Конечно, после Жигулей это … Но ездить было надо, приходилось мириться. Были в этом авто и свои преимущества. Я мог легко ездить на рыбалку, машина проходила везде, по грязи, бездорожью.

В 1987 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя

.

ЗАЗ-1102 «Таврия» (1987-2008)

В это время, на завод приехали представители Аргентины, которые хотели закупать Таврию и продавать ее в Латинской Америке.

Я доподлинно знаю, что им нравилась Таврия. Они смотрели за сборкой и разговаривали между собой, удивлялись тому, что нигде не стоит пластик, везде металл. На западных автомобилях везде экономили, и там где можно ставили пластик вместо металла, а у нас еще не научились. Не знаю, по каким причинам они не договорились с нашими управленцами, но контракта не последовало.

Я еще обслуживал СМ 4 которая стояла в испытательной станции. Это был самый интересный объект моей работы. На стенде испытывались в то время узлы «Таврии». Знаю не понаслышке проблемы капота Таврии, который при имитации лобового столкновения не складывался, а травмировал манекен.

Инженеры и рабочие много раз переделывали «ловители» капота, прежде чем достигли желаемого. Видел, как при имитации тряски на стенде не выдерживал кузов на скручивание. Испытывались машины, вносились поправки в конструкцию автомобиля. Было интересно.

Независимая Украина

1 июля 1994 года закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ.

В середине 1990-х была сложная финансовая ситуация на заводе и в стране. Для поиска инвесторов руководством завода было потрачено много энергии. Наконец,руководители Минпромполитикиостановились на варианте создания совместного предприятия с концерном “Daewoo”. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе.

Кстати о Степане Кравчуне. Мой товарищ несколько лет работал с ним. Очень положительно о нем отзывался.

В июне 1996 годаКабмин Украины утвердил решение о приватизации завода.

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

В 1998 году завод начал сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем создаётся ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией „АвтоЗАЗ-Daewoo“», в которое передаются все активы «АвтоЗАЗа». На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова».

Я два года эксплуатировал служебную «Таврию-Нова». Не буду ничего говорить о качестве, но если бы этот автомобиль сейчас выпускали, его несомненно бы покупали, несмотря на все ее недостатки. (Это мое мнение)

Просто, автомобиль был достаточно дешевый. И если учесть, что наш народ «рукастый и «головастый» не избалован сервисом, то этот автомобиль ему очень подходил.

И сейчас, обедневшее население наверняка бы его покупало. Правда, если сравнивать десятилетний Форд, или другой импортный автомобиль, то предпочтут его, нежели новую Таврию-Нова. Какая проблема, запретите ввоз старых импортных авто, или введите соответсвенную пошлину.

Коль сами делать не можем, начали ввозить блоки и собирать здесь:Daewoo Lanos Daewoo Nubira Daewoo Leganza. Кстати, мой товарищ ездит на Нубире корейской сборки лет 10. Претензий нет.

В 1999 году начинается выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» «пятидверный лифтбэк», созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo. Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 (с кузовом «пятидверный универсал), в массовом производстве вскоре заменённая на ЗАЗ-1103 «Славута».

"Славута"

Мой товарищ эксплуатировал ЗАЗ-1105 «Дана» лет 6-7.

"Дана"

Отзывы хорошие, очень удобный кузов, в этом и я убеждался. Мы с ним колесили по Украине достаточно много. Если бы такой автомобиль был в продаже сейчас, наверняка был бы востребован.

В 2004 году завод начинает производство автомобилей АвтоВАЗ. Россияне, кстати, очень лестно отзывались о «Девятках» нашей сборки.

Для модели “ZAZ-Sens” на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового.

19 сентября 2008 года с конвейера снята трёхдверная Таврия.

В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции.

ЗАЗ Forza

С декабря 2010 года начат выпуск нового автомобиля ЗАЗ Forza aналогичного Chery A13.

Читаю отчет завода о том, что в январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557) с учётом нерентабельности в связи с сокращением спроса.

Ну, пусть Таврия-пикап не очень востребован, а почему Славута не востребована? Только потому, что импортную «старушку» можно купить за те же деньги. Но класс и качество импортных машин много выше, поэтому и не востребована Славута.

Все это можно регулировать пошлиной и постепенно решать вопрос с качеством своих авто.

13 марта 2012 года начались продажи новой модели «ZAZ Vida» в Украине. В сентябре 2012 года, ЗАЗ планировал начать продажи модели в России. 23 ноября, 2012 года завод приостановил производство до 6 февраля 2013 года.

В июле 2014 завод выпустил только восемь автомашин. Последовало сокращение работников. В конце 2014 года завод фактически остановил выпуск автомобилей, производя только запчасти.

В январе 2016 г. завод остановился и перешёл на выпуск машинокомплектов для General Motors в Египте, где выпускают 20 тыс. авто Lanos в год. Hа заводе работает чуть больше 1 тыс. человек. В мае 2016 г. ЗАЗ презентовал концепт Slavuta Nova, который был разработан совместно c Chery Automobile, однако говорить о серийном производстве не приходится.

По состоянию на конец 2016 года, после длительного простоя возобновлено производство автомобилей и автобусов. В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo. Фургон Vida является собственной разработкой ZAZ: у Chevrolet Aveo предыдущего поколения, точной копией которого является Vida, версии с кузовом фургон не было.

В 2018 году предприятие не выпустило ни одной легковой автомашины, но продолжало изготавливать кузовные детали.

МОЕ МНЕНИЕ И ВЫВОДЫ

АвтоЗАЗ имел все перспективы, но растерял их по дороге.

Вообще, город Запорожье имел колоссальные преимущества по сравнению с другими городами Украины.

В городе выпускались свои автомобили, пока выпускаются свои авиационные двигатели, выпускается масса стального проката, варится сталь, выпускаются спецстали, выпускают мощнейшие трансформаторы. есть в достатке своя электрическая мощность от ДнепроГЭС и АЭС. В городе масса металлообрабатывающих заводов.

Забыл упомянуть главное, в городе было в избытке грамотных, прекрасных специалистов.

Так в чем же дело? Почему кадры не востребованы? Выехали тысячи специалистов за кордон. Там они востребованы, а нам не нужны. Наши ТОП-менеджеры не справляются со своими задачами. Они заняты наполнением своих карманов, а о стране и народе не думают.

ЗАЗ в частных руках, но не все зависит от владельца. Надо создать условия для честного предпринимательства, и выживет сильнейший.

Народ не долго будет смотреть, безвиз пока не отменен. Как вода течет туда где ей удобно, так и народ будет действовать. Пора что-то делать, господа.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

Счетчик Яндекс Метрики